Анжело Тозелли
Панорама Санкт-Петербурга 1820 года

Домой Анжело Тозелли Карта Гостевая книга

…В отличие от средневековых европейских городов Петербург, основанный в 1703 году, развивался не стихийно, а по строго продуманному регулярному плану, избавившему город от затесненности и хаотичности застройки. Широкая Нева задала масштаб проспектам и улицам, наполненным светом и воздухом. Архитектура оживила равнинный, маловыразительный, но в то же время по-своему поэтичный пейзаж.

Быстро расцветшая столица возникла по воле Петра I, казалось бы, вопреки здравому смыслу на западной окраине огромной державы, на болотистых, малонаселенных землях, прежде - славянских и только что, в первые годы Северной войны отвоеванные назад у шведов. Петербург стал символом реформаторской деятельности царя-строителя, сделавшего целью своей жизни завоевание морских торговых путей, приобщавших Россию к крупнейшим и влиятельным странам мира. Метко определил значение нового города итальянский историк Франческо Альгаротти, посетивший Россию летом 1939 года: "Петербург - окно, через которое Россия смотрит в Европу". Ряд реформ экономического и культурного порядка, осуществленных Петром I, повысили международный престиж страны и обеспечили ее стремительное развитие.

Архитектурный облик Петербурга складывался на протяжении столетия и окончательно определился в первой четверти XIX века, когда были завершены основные архитектурные сооружения и созданные невиданные по размаху в Европе той поры градостроительные ансамбли. Величественность архитектуры свидетельствовала о процветании Российского государства.

Красоту нового города современники оценили очень скоро. Великий ученый и патриот М. В. Ломоносов писал в 1764 году: "Посмотрите на … отменные гражданские учреждения и строения, посмотрите на сию новую Российскую столицу. Не ясно ли воображаете способность нашего народа, толь много преуспевшего во время, едва больше половины человеческого веку?"

Воспевали северную столицу писатели А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин и другие. Петербург постоянно привлекал внимание и художников.

XVIII век - век бурного развития точных наук, знание которых пронизывало все области освоения окружающей действительности, в том числе и искусство. В это время широкое распространение получает возникший еще в XVII веке особый тип картины - так называемая ведута - топографически точный архитектурный пейзаж определенного места. Постепенно характер ведуты претерпевал изменения. В ряде случаев она расширилась до панорамы определенной местности. С другой стороны, живописное описание мира уступало место документализму, что более характерно уже для искусства XIX века.

Известно, что в 1806 году в Москве выставлялась панорама Парижа и предполагалось выполнить панораму русской столицы, что, видимо, и было осуществлено архитектором Франческо Кампорези в 1808 году. В газетной хронике за 1820 год мелькают сообщения о выставляемых в Петербурге исполненных с натуры панорамах Парижа, Вены, Гамбурга.

Среди художников, создававших подобные эффектные зрелища, приобрел известность профессор Венской Академии художеств Штейнигер. Его панорамы Парижа и Гибралтара свидетельствовали о несомненном прекрасном владении перспективой и живописном мастерстве автора. Ободренный успехом, Штейнигер задумал снять панораму Петербурга и даже облюбовал место, с которого он мог бы осуществить свой замысел, а именно - Академическую обсерваторию, то есть башню Кунсткамеры на Васильевском острове.

Трудно сказать, что помешало ему выполнить эту работу. Но именно в 1820 году полную панораму Петербурга представил Анжело Тозелли, которому так же, как за столетие до него петровскому граверу Алексею Зубову, удалось создать не отдельные перспективные картины, а цельный художественный образ города на Неве. Но у Тозелли был и непосредственный предшественник, близкий ему по задачам и по духу творчества - талантливый живописец Федор Алексеев, обучавшийся в петербургской Академии художеств и у перспективистов Венеции. Образ города, созданный Тозелли, возможно, менее поэтичен, чем Петербург на многочисленных архитектурных пейзажах Алексеева, но и у Тозелли он чрезвычайно интересен по широте замысла и техническому исполнения.

Анжело Тозелли (?-1826) происходил из Болоньи - города с большими художественными традициями, родины многих театральных художников. Тозелли быстро приобрел известность, работая театральным декоратором, и стал признанным авторитетом в этой области. Именно у него в Риме учился искусству перспективы О. А. Кипренский (1782-1836). Контракт с Тозелли на работу в качестве театрального декоратора был заключен в Риме 7 ноября 1816 года. Ангажировал его на три года директор императорских театров А. Л. Нарышкин, озабоченный судьбой декорационной части театров, поскольку "она не могла надеяться на г-на Гонзаго по старости его лет, а г-н Коноппи не мог достойно заменить ни сего славного живописца, ни умершего Корсини". Следует заметить, что с именами трех упомянутых художников, и особенно первого из них, связан расцвет театрально-декорационной живописи в России на рубеже XVIII и XIX столетий.

Определившись в Дирекцию Императорских театров, Тозелли выполняет одну декорацию за другой. Он пишет то римскую площадь, то готическую галерею и т.п. - весь набор героико-романтического фона сценического действия той поры. Правда, художник пробыл в России всего три года и не оставил заметного следа в истории русского театрального искусства. Но сохранилась Панорама Петербурга, которая сделала его имя известным.

Тозелли увидел Петербург, прекрасный во все времена года, в любую погоду, - город, не только не похожий на другие русские города, но и несхожий с западноевропейскими столицами. Он особенно красив ранним утром и к вечеру, когда солнце освещает оба берега Невы. Нежное сияние утра сменяет бледная красота полудня, а в лучах клонящегося к закату солнца город обретает удивительную красочность. Иногда весной и осенью в вечерние часы его пронизывает особое золотистое освещение, тогда вода в Неве напоминает неподвижное зеркало…

Тозелли выбрал для наблюдений стрелку Васильевского острова - одно из красивейших мест города. Здесь река, образующая два рукава - Большую и Малую Неву, - особенно широка, и отсюда открывается незабываемый вид на главные административные сооружения, ставшие основными градообразующими акцентами, которым подчинялась вся жилая застройка Петербурга.

Панорама Тозелли запечатлела Петербург первой четверти XIX века - самую молодую среди европейских столиц в пору ее расцвета, когда окончательно сформировались архитектурные ансамбли, определившие "строгий стройный вид" города на Неве. Таким видели Петербург А. С. Пушкин и его современники.

Панорама Тозелли сохраняет для нас ценность документа, позволяя воссоздать атмосферу города пушкинской эпохи, оставивший яркий след в истории и искусстве нашей страны.

Панорама Тозелли выполнена акварелью и гуашью. Высокая точка обзора, выбранная художником, расширив линию горизонта и открыв дальние планы города, позволила ему назвать свое произведение косморамой. И хотя она первоначально имела замкнутый вид (разрезана на десять частей была значительно позднее), у нее есть условное начало.

М. Коршунова.


Web master: Makarov Roman
Сайт управляется системой uCoz