Анжело Тозелли
Панорама Санкт-Петербурга 1820 года

 
Домой Анжело Тозелли Карта Гостевая книга

 

Гравюра 1. Дворцовая набережная от Зимнего дворца до Зимней канавки.

 

Посмотреть в полный размер

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]

Панораму открывает лист с изображением Зимнего дворца, построенного знаменитым русским архитектором Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) в 1754-1762 годах. Стройность пропорций и пышность убранства характерны для бароккр середины XVIII века, вобравшего лучшие черты европейского зодчетва и декоративизм русской архиетктуры предшетвующего столетия.

Существующий Зимний дворец был пятым по счету. Первый был построен Доминико Трезини (ок. 1670-1734) в 1711 году вблизи Невы, восточнее современной зимней канавки. В 1719-1721 годах здесь же по проекту Георга Иоганна Матарнови (?-1719) воздвигли другой дворец, которыйбыл расшире в 1726-1727 годах. В 1732-1735 годах Растрелли построил новый дворец, который составил часть ныне существующего здания.

С левой стороны к Зимнему дворцу примыкает здание Малого Эрмитажа, построенное по проекту Жана Батиста Валлена-Деламота (1729-1800) архитектором Юрием Матвеевичем Фельтеном (1730-1801) в 1764-1775 годах. Павильон строился для размещения художественных коллекций Екатерины II. Он положил начало и дал наименование одному из крупнейших музеев мира - Эрмитажу.

Далее следует здание Старого, или Большого Эрмитажа, возведенное в 1771-1787 годах Фельтеном. Строительство его завершило архитектурное оформление большого участка набережной Невы, где до этого находились дома ближайших сподвижников Петра I генерала Апраксина (на месте Зимнего дворца), Рагузинского, Головина, Крюйса и других.

Созданная Фельтеном в 1783 году арка-переход над Зимней канавкой соединила Старый Эрмитаж с придворным театром, который был построен в 1783-1789 годах Джакомо Кваренги (1744-1817) - мастером строгого классицизма, вдохновлявшегося античными образцами. Усилиями Кваренги и Фельтена был создан один из красивейших уголков города, ансамбль которого включил мост над Зимней канавкой и гранитную набережную, сменившую в течении 1760-1780-х годов существовавший здесь прежде деревянный парапет.

Зимний дворец являлся главной царской резиденцией . во время пребывания в нем императора над дворцом поднимали флаг. Все сановники и курьеры с донесениями прибывали во дворец с Салтыковского подъезда, со стороны Адмиралтейства. Вблизи изображена "грелка" - навес, под которым в холодную погоду разводился костер и грелись кучера и прохожие.

Широкий обзор местности позволил Тозелли увидеть весь город с куполами соборов и церквей. Они разнообразят общую застройку и служат ориентирами в городе. Правда, иногда художник произвольно смещает их в пространстве.

На данном листе можно узнать, прежде всего, башню собора в Зимнем дворце, с левой стороны - купола преображенского собора, а еще левее - многокупольный Смольный монастырь.

Тозелли использует более плотную гуашь для первого плана и акварель для дальнего, добиваясь легкой прозрачности тона. Он виртуозно рисует фигурки поверх перспективных линий, образующих основу композиции.


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]