Анжело Тозелли
|
Гравюра 10. Вверх по Неве.
|
|
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] |
Замыкает панораму лист, на котором главное место уделено Неве - основной магистрали города с самого его основания. В перспективе хорошо виден второй плашкоутный мост столицы, соединявший Литейную часть ее с Петербургской стороной и по сравнению с современным металлическим находившийся выше по течению Невы. Мост одно время назывался Петровским, потом Троицким. Дальше за мостом просматривается Выборгская сторона с военным госпиталем в центре. Это здание относится к 1720-м годам и является наиболее ранней постройкой существующего комплекса Военно-Медицинской академии.
По правой стороне Невы между домами виднеется Летний сад, заложенный в первые годы существования города. В 1770-е годы украшением его стала замечательная ограда, созданная по модели архитектора Фельтена.
Правее Летнего сада располагаются два особняка последней четверти XVIII века, владельцами которых были президент Академии художеств И. И. Бецкой и Н. И. Салтыков. В 1820-х годах в доме последнего размещалось австрийское посольство. В салоне жены посланника Д. Ф. Фикельмон часто бывал А. С. Пушкин.
Следующий участок на набережной оставался незастроенным, и сюда в 1819 году был перемещен памятник русскому полководцу А. В. Суворову, прежде находившийся на Марсовом поле.
Правее образовавшейся площади виден Мраморный дворец - один из наиболее интересных памятников раннего классицизма. Здание построено в 1768-1785 годах по проекту Антонио Ринальди, который впервые в России для отделки его фасадов и интерьеров широко использовал естественный камень - гранит и мрамор. Ко дворцу примыкает служебный корпус, позднее надстроенный.
Далее по набережной следуют особняки Петербургской знати. Лист обрывается на изображении здания Эрмитажного театра.
В заключении следует сказать несколько слов о здании Кунсткамеры - первого в России музея, которого нет в панораме, но которое незримо присутствует на ней, так как именно с него взята точка зрения на город.
Прекрасно сохранившаяся до наших дней постройка создавалась при участии Маттарнови, Николая Фридриха Гербеля (?-1724), Гаэтано Киавери (1789-1770), Михаила Григорьевича Земцова (1688-1743) в 1718-1734 годах. Уже в 1727 году в недостроенном здании разместилась часть коллекций редкостей, начало собиранию которых было положено Петром I. А в 1728 году здесь состоялось официальное открытие музея, библиотеки и обсерватории недавно созданной Академии наук. В декабре 1747 года в Кунсткамере случился пожар. Огнем была уничтожена верхняя часть многоярусной башни, где размещалась академическая обсерватория и знаменитый Готторпский глобус. Только в 1751 году начались ремонтные работы, которыми сначала руководил Иоганн Шумахер, затем Савва Иванович Чевакинский (1713-177?). однако тогда башня не получила прежнего завершения, и поэтому на изображениях Кунсткамеры последующего времени можно видеть башню усеченной, с площадкой наверху, которой воспользовался для работы Тозелли. Полностью башня была восстановлена только в 1947 году.
Панорама Тозелли убедительно показывает, что Петербург остается одним из немногих городов мира, в значительной степени сохранившим целостный первоначальный художественный облик.
|
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
|